Госдума до конца года должна утвердить законопроект об энергоэффективности, согласно которому здания и помещения органов власти и юридических лиц должны будут в обязательном порядке оснастить счетчиками потребления воды и тепловой энергии до 1 января 2011 года, а жилые дома – до 1 января 2012 года. Почему сегодня установка таких приборов никакой экономии не влечёт, разбиралась «Фонтанка».
Законопроект подготовили при участии администрации президента России. Поэтому сомневаться, что в итоге парламентарии его не отклонят, не приходится. Возможно, он сможет решить основную проблему тех, кто намерен начать сбережение энергии с себя — делать это приходится также за собственный счёт. Ведь постановление федерального правительства №307 от 23.05.2006 обязывает владельцев счётчиков оплачивать общедомовой перерасход, то есть фактически возмещать расходы соседей, платящих за коммунальные услуги фиксированную сумму, а потому безжалостно расходующих воду. Такая несправедливость уже привела к росту долгов управляющих компаний и может обернуться их банкротством.
По данным Министерства регионального развития РФ, около 90 процентов управляющих компаний в системе жилищно-коммунального хозяйства находятся на грани банкротства. «Из-за того, что в России есть большие проблемы с энерго-, теплопотерями и другими видами потерь во время эксплуатации зданий, получается большой объем дополнительных затрат», – заявил 15 октября Евгений Буктеров, генеральный директор ОАО «Академия коммунального хозяйства им. Памфилова» при Минрегионе РФ.
За чей счет
Пока именно управляющие компании являются «крайними» в неразберихе с применением законодательства: поставщики энергоресурсов («Водоканал» и ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга») взимают с них плату, исходя из показателей, зафиксированных счетчиками на вводе в дом. Жильцы же вправе выбирать: ставить индивидуальный счетчик (прибор учета) и оплачивать только потребленную воду, либо использовать фиксированный тариф – 199,86 рублей в месяц за холодное и 217,69 рублей за горячее водоснабжение. Эти тарифы рассчитаны исходя из нормы потребления одним жильцом примерно 220 литров холодной и 150 литров горячей воды в день (при отсутствии ванны или душа – 180 и 120 литров соответственно).
На практике же такие «нормативщики» расходуют значительного больший объем. а потому возникает вопрос – кто оплачивать будет? Действующие правила предоставления коммунальных услуг гражданам, принятые правительством России в 2006 году, законам логики не подчиняются. Они предусматривают, что перерасход пропорционально распределяется между жильцами, имеющим индивидуальные приборы учета!
По мнению Геннадия Майорова, президента ООО «Городского центра коммунального сервиса», разницу справедливо распределят поровну между всеми жильцами, в том числе, и отказавшимися от установки счетчика. Но пока же настаивает на том, чтобы исполнялись требования федеральных правил. Однако находящийся в ведении жилищного комитета Санкт-Петербурга вычислительный центр (ВЦКП), который печатает и рассылает квартирные счета (так называемые «розовые квитанции»), по его словам, под разными предлогами отказывается выполнять перерасчет: «На 128 домов нам надо доначислить более 15 млн. рублей, то есть около тысячи рублей на квартиру. Вряд ли это понравится жильцам. Но что нам делать? Если «Водоканал» обратится в суд и потребует взыскания накопившейся задолженности, мы окажемся банкротом», – констатирует руководитель управляющей компании.
Кривой закон
То, что действующие правила имеют «системную ошибку», признают все – и коммунальщики, и энергетики, и чиновники. «Норма об обязанности гражданина, имеющего счетчик, оплачивать общий перерасход, противоречит закону о защите прав потребителей, – отмечает Денис Шабуров, начальник управления по работе с собственниками жилья и управляющими компаниями жилищного комитета Санкт-Петербурга. – Наш комитет через губернатора не меньше семи раз писал в Министерство регионального развития РФ предложения внести поправки в правила, но каждый раз нам отвечали, что это нецелесообразно. Валентина Матвиенко обращалась и лично к премьер-министру, но ответ опять дал чиновник министерства».
Вопрос законности спорных правил уже рассматривался Верховным судом России. Обратившийся в него инициативный гражданин утверждал, что они ставят потребителей в заведомо неравные условия: в оборудованных приборами учета помещениях граждане кроме фактического расхода должны оплачивать и сверхнормативный расход воды теми, кто не имеет счетчиков, и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома.
Однако суд отклонил этот довод. Признавая правила законными и справедливыми, он указал, что технологические потери во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также предназначенные для содержания общего имущества коммунальные услуги уже учтены в нормативе (то есть, тех самых 150 и 220 литрах в день и т.д.). Следовательно, образовавшийся перерасход надо распределять между всеми пользователями счетчиков.
В итоге сейчас ставить индивидуальные приборы учета совершенно невыгодно: счета за воду могут стать даже больше, чем до установки счётчика. Пожалуй, единственной категорией жильцов, кому может быть выгодно его приобретение, это те, кто живёт в своей квартире не постоянно, а наездами. Зато «нормативщиков» от любых рисков закон страхует – можно платить 317 рублей в месяц и лить сколько хочешь. Хотя в апреле этого года в обращении к Законодательному Собранию Санкт-Петербурга губернатор отметила высокую эффективность внедрения индивидуальных приборов учета: «Как только счетчики холодной воды стали нормой, водопотребление Петербурга снизилось до самого низкого в России уровня: с 350 до 214 литров на человека, более чем в полтора раза. Теперь задача номер один – экономия тепловой энергии. В течение 2009-2010 годов приборами для учета тепла должен быть оснащен весь жилой фонд города. Кризис всех встряхнет и, наконец-то, заставит сменить менталитет, научиться экономить. Это коснется и бизнеса, и промышленности, и населения. Хочешь платить меньше? Ставь приборы учета, затыкай щели в окнах, утепляй двери, не отапливай воздух», – заключила Валентина Матвиенко.
Впрочем, продавцы счётчиков оптимизма губернатора не разделяют. «Покупают нашу продукцию, в основном, юридические лица. Вот так, чтобы пришёл обычный гражданин и приобрёл счётчик, крайне мало. Разве что в новые дома сейчас счётчики устанавливают изначально. Но, сами знаете, как сейчас упал объём строительства и сделок на «первичке». Соответственно, продаж стало гораздо меньше, чем до кризиса», - сообщили «Фонтанке» в одной из компаний, торгующих сантехникой и приборами учёта энергии.
На управляющие компании пытаются «повесить» и другие затраты. Руководитель ООО РЭС ТСВ Сергей Тихонов называет поведение самих поставщиков ресурсов, в том числе ГУП «Водоканала Санкт-Петербург», преступным. «Мы с ними давно «бодаемся» – нас пытаются заставить платить за внутриквартальные сети, размещенную на территории котельную, бассейн и т.д. Совести у них нет! Я, как управляющая компания, должен платить только за тот ресурс, которым потребляют жильцы».
Представители «Водоканала» отвергают эти обвинения: «Если вам каким-то образом были переданы внутриквартальные сети, то от них можно отказаться. В таком случае они должны перейти в городскую собственность, то есть, на баланс «Водоканала». И тогда вам не нужно будет за них платить», – отмечает Юлия Артемьева, возглавляющая дирекцию по заключению договоров с абонентами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Сами виноваты
Признавая сложность проблемы, руководство жилищного комитета указывает на недоработки самих управляющих компаний. Ведь далеко не у всех есть долги перед поставщиками энергоресурсов, а, значит, даже при несовершенном законодательстве и в условиях кризиса можно вполне эффективно работать: «Если население не оплачивает коммунальные услуги – взыскивайте с жильцов, – предлагает Валерий Вогачев. – Или через суд добивайтесь, чтобы задолженность была снята, или гасите ее за счет своего дохода».
У ряда управляющих компаний есть даже переплата, например, в отношениях с ГУП «ТЭК Санкт-Петербург». А у других – образовалась задолженность на конец межотопительного сезона, хотя они должны были летом накапливать финансовые ресурсы для оплаты теплоносителя зимой.
Косвенно выводы чиновников подтверждает и поведение самих компаний. Например, два года назад жилкомсервисы всеми правдами и неправдами пытались остаться управляющими домами в центральных районах, признавая при этом плачевное состояние их коммуникаций и иные проблемы. Зачем тогда нужен такой нерентабельный бизнес? Массового ухода управляющих компаний с рынка даже с учетом кризисной ситуации не наблюдается.
Павел Нетупский, Павел Гинёв, «Фонтанка.ру»